История
Франсиско Гойя «Святой Франциск Борджиа изгоняет бесов из умирающего». 1788 год
Обряд экзорцизма как минимум на пару тыщ лет старше христианства. В каждой из глобальных религий можно найти ритуалы, заклинания и другие методы борьбы с агрессивной сутью, завладевшей телом человека. К примеру, в шаманских практиках ритуал изгнания злого духа проводился с ролью сходу 2-ух «специалистов». Знахарь старался вернуть душевное спокойствие одержимого при помощи травок, настоев и других фармацевтических средств. Шаман же в это время заходил в транс и дискутировал с духами, заставляя их покинуть тело хворого. Соединение 2-ух этих методов обычно позволяло изгнать зло назад в нижний мир и вынудить его запамятовать о похищении тел людей.
С пришествием эпохи Христа все языческие боги обрели статус нечисти, и у христианских бойцов с одержимостью значительно прибавилось работы. Больший расцвет экзорцизма пришелся на Средние века, когда церковь интенсивно обучалась избавлять тела людей от проникшего в их духа беса. В это время появился новый термин «паладин», обозначающий рыцаря, посвятившего себя борьбе со злом. Паладин-экзорцист был, обычно, членом монашествующего ордена и обладал силой, дарованной богом, − молитвой изгонять зло. Любопытно, что изгнанием бесов в Средневековье могли заниматься также заплечные мастера: пытка числилась надежным методом вынудить злого духа покинуть тело, так как, причиняя боль, палач вроде бы истязал и беса, вынуждая его убраться прочь.
К началу грустно известной «охоты на ведьм» церковная церковь выстроила завершенный ритуал экзорцизма: в 1614 году папа римский Павел V опубликовал «Римские ритуалы», основанные на многолетнем опыте изгоняющих беса. Документ приняли к выполнению, и за годы борьбы с прислужницами сатаны совсем отшлифовали списки симптомов одержимости и методы изгнания нечисти, одолевавшей человеческие тела. Они были признаны полностью эффективными и практически без конфигураций дожили до конца XX века.
Разновидности одержимости и способы борьбы
Время от времени очень тяжело одолеть беса
Христианство исходит из постулата, что в каждом верующем живет частичка Святого Духа. Если же человек не верует в Христа – место в его душе пусто, и эту пустоту просто может заполнить зло. Другими словами, место дьяволу там, где уже есть грех, если душа ослаблена пороками, – тогда бесы и могут овладеть человеком. Церковные специалисты, изучающие одержимость, выделили несколько признаков, по их воззрению, указывающих на присутствие в теле человека посторонней демонической силы.
Размеренный ранее человек может сделаться раздражительным и даже брутальным, ранее флегмантичный к «допингам» − проявлять все растущее желание к наркотикам и алкоголю. Одержимый бесами совсем не переносит нахождения в храме, во время службы может утратить сознание, прикосновение креста и окропление святой водой вызывают у него острые болевые чувства, как от ожога. К физическим признакам одержимости обычно относят резкие конфигурации голоса, судороги либо паралич отдельных частей тела, проявления большой для обыденного человека силы, появление возможностей к левитации, бормотание на несуществующих языках.
Чтоб одолеть беса и уверить его бросить жертву в покое, нужно строго придерживаться обряда. Говоря кратко, он включает последующие стадии. Священнику нужно убедиться, что жертва конкретно одержима, а не мучается духовной заболеванием. Одержимому во время изгнания в руки дается распятие, а проводящий ритуал должен применить святую воду, доступные реликвии и прочитать определенные отрывки из Библии, осеняя жертву крестом. Потом экзорцист должен твердо вопросить беса об именах и количестве бесов, овладевших одержимым, и о путях, которыми они просочились в тело человека. Узнав имена бесов, он должен возложить руку на одержимого и призвать духа покинуть тело именованием Христа. Каждое действие сопровождается молитвами, крестными знамениями и повторяется до того времени, пока бес не согласится покинуть тело одержимого. Потом читаются охранительные молитвы, и экзорцист просит у Христа защиты для жертвы от будущих посягательств бесов на ее тело.
Проф советы
Алкоголизм считали одним из признаков одержимости бесом
Так как труды изгоняющих беса почитались в церковной среде в особенности небезопасными, богословы потрудились составить для их свод проф советов, полностью неотклонимых для исполнения. Это ремесло было и остается действительно опасным, а потому экзорцист должен следовать правилам, чтобы помочь страждущим и одновременно уберечь собственную душу от вторжения.
Считается, что решившему служить экзорцистом лучше не иметь близких родственников, особенно малолетних. Опасность для близких людей слишком велика, и тот, кто посвятил жизнь изгнанию дьявола, должен в одиночестве нести свой крест. Основными профессиональными качествами для подобных занятий признаются способность к внушению и гипнозу, сильная воля и абсолютная уверенность в своих силах. Страх и сомнения во время проведения ритуала должны полностью исключаться.
Важным моментом является искреннее желание больного бороться за свое будущее. При усилиях с его стороны победить внутреннее зло шансы экзорциста на победу сильно возрастают.
Приступающий к обряду обязан полностью сознавать механизм изгнания бесовской сущности, понимать все возможные осложнения процесса, уметь предварительно оценить степень одержимости и общие шансы своих действий на успех. Он должен проделывать эту сложную работу столько раз, сколько требуется, до полного излечения одержимого, и обеспечить для него после изгнания опеку людей, которые смогут облегчить период «реабилитации».
Вообще, борьба экзорциста с силами зла не прекращается почти никогда, и любую его слабость слуги сатаны тут же используют для нанесения удара.
Дьявол или болезнь?
Ученые относятся к одержимости скептически, как и ко многим другим явлениям, еще не объясненным наукой. Медики и психологи находят в описании этого недуга ряд вполне реальных болезней, никак не связанных с проделками сатаны. По мнению специалистов, одержимым присущи ярко выраженные симптомы истерии, маниакального синдрома, эпилепсии, шизофрении, раздвоения личности и других психических расстройств. А раз так, то им не нужны отчитки и изгнание бесов, зато отлично помогли бы медикаменты и плотное общение с психиатром.
Сложность заключается в том, что обычно больной совершенно убежден, что он не болен, а именно одержим дьяволом или иными силами зла. И к любому лечению относится как к пустой трате времени, даже в этом случае, если внешние симптомы болезни после начала лечения пропадают.
Это убеждение погубило многих уже в наши дни, и медики не смогли помочь им, поскольку даже при экзорцизме важным считается осознание жертвой своего недуга. А для того чтобы пройти лечение у психиатра, обязательно согласие самого больного или его родственников.
Экзорцизм в современном мире
У Аннелизы Михель первые признаки одержимости появились в 17 лет
Современное общество, казалось бы, слишком склонно к реализму, чтобы бояться козней сатаны. Однако и в XX веке произошло несколько громких случаев экзорцизма, заставивших общество поверить фактам одержимости.
В 1973 году вышел в свет фильм «Экзорцист», в основе которого лежали реальные события, произошедшие с мальчиком, известным под псевдонимом Робби Мангейм. Неприятности начались с ним после того, как мальчик при помощи спиритического сеанса пытался вызвать дух своей тети, умершей недавно. Сеанс был неудачным, но после него в комнате мальчика начала двигаться мебель, стали слышны чьи-то шаги и шум. Сам Робби кричал всю ночь, нарисовал на простынях карту преисподней, а на его груди появились загадочные метки. Врачи не смогли помочь ребенку, и родители позвали к нему священника. Во время первой попытки экзорцизма мальчик сломал священнику нос и раскидал пятерых взрослых мужчин, пытавшихся его удержать. Изгнание демонов длилось некоторое количество дней и завершилось успехом только тогда, когда, по свидетельству Робби, в дело вмешался сам архангел Михаил и помог ему прочесть молитву. Всего для излечения одержимости Робби Мангейма понадобилось два месяца и около 30 сеансов экзорцизма.
К сожалению, иногда борьба с одержимостью заканчивалась поражением. Один из примеров тому – история Аннелизы Михель, рассказанная в 2005 году в фильме «Шесть демонов Эмили Роуз». Первые признаки одержимости появились у девушки в 17 лет. Врачи, обследовавшие ее, диагностировали эпилепсию, но семья Аннелизы была очень религиозной и не поверила диагнозу. Вскоре прямо за сильными судорогами и частичным параличом тела девушка стала слышать странные стуки и видеть демонические лица. Однажды ее обнаружили на мосту, когда она готовилась прыгнуть в реку. По ее словам, сделать это велел ей дьявол, тогда и приходской священник принял решение провести над девушкой ритуал экзорцизма. В следующие 10 месяцев два священника попеременно провели около 70 сеансов, 42 из которых записали на диктофон. Во время обрядов Аннелиза кричала, говорила разными голосами, а когда ее тела касалась рука священника, кричала: «Отпусти, огонь жжет!» В последние месяцы девушка перестала есть и пить, и в конце концов скончалась во время очередного сеанса. После ее смерти проводившим изгнание демонов священникам предъявили обвинение в причинении Аннелизе смерти по неосторожности, однако во время следствия они продолжали придерживаться версии об одержимости умершей.
Екатерина КРАВЦОВА