Иерихонскими шапками назывались конусообразные шлемы с стальным снованием, практически вполне закрывавшие голову война. В первый раз такие шлемы появились в Европе в XVI веке, куда они пришли с Востока, из Ирана и Турции. Считается, что заглавие шлема происходит не от старого библейского городка Иерихона, а значит «главная», «основная».
Считается, что такие шлемы принадлежали элитным представителям войска. Кроме крепкого железного корпуса они имели несколько дополнительных опций, усиливающих защиту: элементы для защиты ушей, так именуемый наносник, закрывающий поверхность носа и дополнительный металл в затылочной части шлема. Термин иерихонская шапка вначале употреблялся только для шлемов, которые были составной частью действующих войск средневековых армий. Но в первой половины 18 века в нашей истории появился полностью определенный вариант «ерихонки», не использовавшийся в битвах. Этот артефакт был выполнен мастерами Кремлевской Оружейной палаты для царя Миши Федоровича и представлял собой парадный шлем из булатной стали. Для выполнения королевского заказа в Оружейную палату специально были приглашены мастера из старого Мурома.
Шлем вышел, вправду, королевским. Его декорирует целая россыпь драгоценных камешков: 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов. Подразумевается, что вначале шлем был увенчан маленьким золотым крестом, который в текущее время утрачен. Процесс сотворения шлема был довольно долгим. Некие исследователи считают, что для сотворения шлема был взят за базу шлем восточной работы, который российские мастера дополнили и украсили камнями. Может быть, за базу был взят шлем турецкой или иранской ковки. Орнамент убора имеет оригинальное российское православное происхождение: шлем украшен иконами, на его фронтальной части помещена миниатюра с изображением архангела Михаила. На выходе получился шлем-корона, символизировавший единство светской и военной власти в руках русского царя — символика взята из западноевропейской традиции.
Шлем первых царей рода Романовых до сего времени хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В XIX веке вокруг этого шлема разгорелись жаркие споры. Ряд историков отстаивал точку зрения, согласно которой этот шлем имеет исключительно отечественное происхождение. Появилась теория, согласно которой первым владельцем шлема был великий князь Александр Невский, однако данная теория так и не нашла подтверждений.
Что касается военных походных «ерихонок», то они к 17-му веку распространились по всей территории Европы и встречались на территории Польши, Саксонии, Венгрии и даже Болгарии. В Польше такие шлемы назывались термином Capeline, они все были преимущественно цилиндрической формы. Сначала XVII века эти шлемы начали производить и в Германии, здесь они именовались «шишаками» — немецкий вариант звучит Zischagge. В германию это название пришло из восточной Европы, возможно с территорий современной Украины.
В конце 17 века военные технологии изменились, «ерихонки» стали старомодными и утратили свою актуальность. Новый 18 век диктовал новые условия боя, так что иерихонская шапка осталась красивой страницей Русской Истории.