Каждый человек стремится к занию себя и мира – и каждый по-своему. Узнав что-то новое и принципиальное, человек стремится поделиться своим познанием с окружающими, так мы устроены. И вот здесь становится видна поразительная разница в предоставлении себя окружающим. «Я – величавый гуру» или «Я – просто человек, которому открылась одна из граней обширного знания».
По сути это просто один и тот же путь зания себя, но в различные периоды времени. Начало пути – это священный экстаз неофита, когда новое познание воспринимается самим человеком как правда в последней инстанции. Человек открыл себе нечто, что необычным образом меняет состояние жизни. Его своей жизни. И сейчас стремится поделиться этим открытием с другими. Равномерно он обучается обдумывать свою ценность и начинает проповедовать свое познание.
Ведь подсознательно он еще не совершенно уверен в корректности вывода и его величавой ценности. И, чтобы уверить в этом, сначала, себя, ведает всем, какое замечательное сделал открытие, узрел правду, так сказать. В этом процессе его и хвалят, и ругают. Критику он отбрасывает за ненадобностью, а похвалы собирает, как неоценимые сокровища. Ведь они подтверждают застенчивое понимание собственной ценности.
С течением времени работа в качестве гуру приносит свои плоды: похвалы становятся не так важны, а критика – не настолько болезненна. В безотчетном уже закрепился новый факт, что я есть ценность сам по для себя, и желание проповедовать и наставлять на путь настоящий идет на спад.
Но это не означает, что человек закончил идти по пути зания. Он всего только продвинулся по этому пути в сторону осознания, что он просто человек, которому раскрылось неизвестное. Все по-настоящему величавые люди, оставившие нам изумительные открытия, подчеркивали свою типо непричастность к процессу зания. Акцент ставился на том, что познание пришло само, осенило внезапно, приснилось во сне либо вообщем посетило каким-то странноватым образом.
Другими словами на исходном шаге пути человек существенно переоценивает свое роль и свою ценность. Прозрение наступает тогда, когда начинаешь видеть мессианство и проповедование в других. И это значит, что в тебе самом это имело место совсем недавно или живо до настоящего времени. Становится довольно неприятно. Но это просто болезнь роста. Потому как если ты сумел увидеть признаки болезни – считай, что пошел на поправку. Теперь ты начинаешь ощущать себя единым с этим огромным миром информации.
Приходит понимание, что каждый человек приспособлен для ее восприятия и передачи другим людям, и нет в этом естественном процессе ничего возвышенного и удивительного. Ничего такого, что дает право проповеднику возвышаться над толпой, жаждущей советов. Ничего такого, что дает право судить тех, от кого пока скрыто это тайное знание.
А собственно величие и ценность человека, познавшего тайну, возрастают пропорционально тому, насколько случайным и незначительным он считает свое причастие к процессу. Чем меньше он склонен подчеркивать свои заслуги и тяжкий труд по наработке неких тайных знаний, тем выше его ценность и тем паче полезным оказываются сами знания.
Тут вот еще что важно: пока я классно разбираюсь в решении чужих проблем, я еще проповедник. Ибо буду рассказывать всем, как решать проблемы (которые сам себе решать уже научился). Когда же я понимаю, что рассказать об этом невозможно и свой опыт не передашь никаким образом, именно тогда и приходит понимание, что я просто сосуд для своего опыта. Точь-в-точь как и любой другой человек. Из одного такого сосуда в другой не перелить. Поэтому единственное, что я могу дать этому миру и людям, – это свой опыт. Свои субъективные переживания. В надежде, что кому-то они послужат толчком для их субъективного опыта и новых переживаний, трансформирующих жизнь.
Пока есть мысли типа «Да как они не могут понять?», «Да почему же они ничего не делают, а только жалуются и просят совета?» – диагноз ясен, человек считает себя гуру и уверен, что может помочь страждущим. С теми, кто прислушиваться к проповедям не желает, он довольно категоричен. Поскольку искренне считает, что человек обязан над собой трудиться, тогда и (и только тогда!) будет ему счастье. В противном случае – ни-ни, даром счастье не выдают, извините. Обычно проповеди предваряются вступлением, историей из жизни проповедника: как он сам долгие и длительные годы денно и нощно работал над собой и теперь пожинает праведные плоды своих усилий.
Когда же человек понимает, что вне его и совершенно независимо от него и его усилий существует удивительная реальность со своими универсальными законами, приходит скромность. И происходит осознание, что проповедование своих личных ценностей вовсе не является лекарством для других людей. Только лишь понимание универсальных законов может помочь каждому из нас изменить свою жизнь. А эти законы не нами писаны, и само понимание не является великим актом, после которого должно следовать зазывание повторить успешный опыт.
Каждый человек хочет жить, учиться, любить, оставить след после себя. Но если при всем этом стараться сохранять баланс, не впадая в нравоучения, – такая жизнь доставит гораздо больше радости.