Пять крепостных, ставших более знаменитыми, чем их хозяева
Фото: Wikimedia Commons
7 марта (23 февраля по старому стилю) 1803 года скончалась Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева, именитая актриса, крепостная графов Шереметьевых. Броский драматический талант, необычный глас и красота стремительно сделали Прасковью, дочь крепостного кузнеца Ковалева, доставшегося в наследство супруге Шереметьева-старшего, примой крепостного театра, а позже и графиней Шереметьевой. Сама императрица Екатерина II, восхищенная игрой Жемчуговой, одарила ее алмазным перстнем в знак признания ее таланта. Мы решили поведать об одаренных крепостных, ставших более известными, чем их хозяева.
ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА
Судьба Прасковьи Ковалевой могла бы сложиться по другому, если б не мода тех пор на крепостные театры и не редчайший дар – необычный привораживающий глас. 8-летнюю Прасковью забрали в графское имение в Кусково и стали учить сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, зарубежным языкам. Тогда же она получила и псевдоним Жемчугова: Шереметьев желал поменять крестьянские фамилии собственных актрис на псевдонимы, образованные от имен драгоценных камешков – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова. Считается, что псевдоним Жемчугова актриса получила за нежный «жемчужный» глас.
Свою первую роль Прасковья сыграла в 11 лет, она стала служанкой в опере Гретри «Опыт дружбы». На праздничном открытии театра Шереметьевых, приуроченном к победе в войне с Турцией 22 июня 1795 года, Прасковья блестела в главной роли турчанки Зельмиры, полюбившей российского офицера, в музыкальной драме И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В семнадцать лет Жемчугова сыграла свою наилучшую, по отзывам современников, роль Элианы в «Браках Самнитян». Конкретно за эту роль правитель Павел I пожаловал Прасковье жемчужное колье, а владельца театра, к тому времени им стал отпрыск графа Шереметьева, одарил званием обер-гофмаршала.
В 1798 году граф Николай Шереметьев дает свободную Прасковье и всей семье Ковалевых, а в 1801 году, получив разрешение царя на неравный брак, венчается с актрисой. По требованию супруги, по проекту конструктора Джакомо Кваренги, граф выстроил Странноприимный дом — одно из первых учреждений в России по оказанию мед помощи беднякам и сиротам. От него ведет свою историю НИИ Скорой помощи имени Склифосовского.
Прасковья Жемчугова скончалась в 1803 году от чахотки в возрасте 34 лет, через три недели после рождения отпрыска Дмитрия. Была похоронена в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.
Прасковья Жемчугова в роли Элианы («Браки Самнитян» А. Гретри). Акварельный портрет Ш. де Шамиссо. Фото: Wikimedia Commons
Миша ЩЕПКИН
Основатель российского реалистического театра Миша Щепкин родился в Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна, который организовал домашний театр для забавы малышей, тогда молодой Миша и увлекся лицедейством. В 1805 году состоялся его дебют на профессиональной сцене: совсем случаем пригодилось поменять актера в спектакле по пьесе Л.-С. Мерсье. С сих пор с разрешения графа Волькенштейна актер начал играть в театре братьев Барсовых в Курске.
Огромное воздействие на молодого актера оказал князь В. Мещерский, манера игры которого поразила Щепкина. Сам он считал, что его перевоплощение в настоящего актера вышло под воздействием игры Мещерского. Он на сцене «не играл, а жил». С того времени Щепкин стал воплощать в жизнь близкую к реальности манеру игры, пользуясь принципом «внутреннего оправдания роли». Щепкин пропагандировал вживание в образ изображаемого персонажа, чтоб зрители почувствовали искренность игры. Эта новенькая сценическая манера сделала Миши Щепкина первейшим актером провинции. В 1822 году фанаты его таланта собрали нужную сумму и выкупили актера из крепостной зависимости. Для того, чтоб собрать подходящую сумму был организован спектакль, с платой по подписке. В 1822 году уже свободный Щепкин был приглашен в труппу столичного Малого театра, за которым позднее закрепилось неофициальное заглавие «Дом Щепкина». В столице он искрометно исполнял роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Фамусова в грибоедовском «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Гоголя.
Новые принципы актерской игры: глубочайшее проникновение в характер и осмысление персонажа, получившие распространение благодаря Щепкину, позднее легли в основу известной «системы Станиславского». Именованием Щепкина были названы Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре в Москве, областной драматический театр в Белгороде и улицы в Москве, Курске, Алма-Ате.
Миша Щепкин. Портрет работы художника Н.В. Неврева. Фото: Wikimedia Commons
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Будущий Государственный герой Украины Тарас Шевченко родился в Киевской губернии в семье крепостного помещика Энгельгардта, который, заметив талант мальчугана к рисованию, выслал его обучаться в Санкт-Петербург к художнику В. Ширяеву, намереваясь сделать из Тараса собственного крепостного живописца. В Петербурге профессиональный крепостной был представлен секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому, благодаря стараниям которых, Шевченко был выкуплен из крепостной зависимости. Для этого портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и полученные 2500 рублей пошли в счет свободы Шевченко. В символ благодарности Жуковскому Шевченко предназначил ему одно из наиболее больших собственных произведений — поэму «Катерина».
В 1840 году в Петербурге вышел «Кобзарь» — 1-ый украинский сборник стихов Шевченко. Скоро он публикует «Гайдамаки» — свое самое большое поэтическое произведение, «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка», «Кавказ». За свою поэму «Сон», содержавшую сатиру на императрицу, Шевченко был выслан в ссылку с запретом писать и рисовать. Высвободила его амнистия после погибели Николая I.
Шевченко, написавший более тыщи художественных произведений, считается основателем современной украинской литературы и норм литературного украинского языка. Не считая того, Тарас Шевченко — один из самых узнаваемых мастеров украинской живописи. Его именованием назван Государственный институт в Киеве, набережная в Москве, украинские театры и станция киевского метро.
Фото: Wikimedia Commons
АНДРЕЙ ВОРОНИХИН
Русскому конструктору Андрею Воронихину подфартило родиться в семье крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и благотворителя. Строганов открыл несколько художественных школ, в одной из которых у известного богомаза Юшкова учился живописи и Воронихин. Скоро сам граф направил внимание на талант юноши и отправил его обучаться в Московскую школу архитектуры, где его наставниками стали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Граф Строганов даровал свободную Воронихину в 1785 году, и через год юноша отправился учить архитектуру, механику, арифметику и естественные науки во Франции и Швейцарии вкупе с сыном графа.
В 1791 году юный конструктор приступил к своим первым работам — отделке интерьеров Строгановского дворца, построенном по проекту Растрелли, приверженца стиля барокко. Воронихин же предпочитал простоту классицизма. Есть мировоззрение, что конкретно европейское путешествие, во время которого Воронихин познакомился с образцами древней архитектуры, предназначили его любовь к классицизму, который обращался к формам древнего зодчества как к образцу гармонии, логичности и красоты. В том же стиле классицизма он перестроил интерьеры Строгановской дачи и нескольких других домов.
Самой известной работой Воронихина стал Собор Казанской иконы Божией Мамы, выполненный в стиле ампир. После окончания строительства Воронихин был награжден орденом Святой Анны второй степени, и вошел в историю как один из основателей русского ампира.
Фото: Wikimedia Commons
ИВАН СВИЯЗЕВ
Крепостной княгини Шаховской архитектор Иван Свиязев получил образование в Императорской Академии художеств. На экзамене в 1817 году за свой проект «Почтовый двор» он получил серебряную медаль 2 степени, однако через год Свиязева отчислили из академии из-за статуса крепостного. Свиязев был отпущен на волю в 1821 году, после этого сразу получил звание художника-архитектора Академии художеств.
Десять лет архитектор работал в Перми, где по его проектам были построены училище для детей канцелярских служителей, дом гражданского губернатора, духовная семинария. Свиязеву принадлежит окончательный проект колокольни Спасо-Преображенского собора, где сейчас размещается Пермская художественная галерея. В 1832 году Свиязев переехал в Петербург, там он работал архитектором и преподавателем в Горном институте, где издал первое в России «Руководство к архитектуре», принятое для преподавания в Горном институте и других учебных заведениях. За этот труд Свиязев удостоился звания члена Академии, которая дала почетный отзыв на его работу, а самого архитектора стали приглашать в разные учебные заведения читать лекции по архитектуре. Помимо этой работы, Свиязев также опубликовал «Учебник архитектуры», «Основания печного искусства» и ряд статей, напечатанных в «Горном Журнале», «Журнале Министерства Государственных. Имуществ», «Журнале изящных искусств» и «Трудах Императорского Вольного Экономического Общества».