История русского «большого газа» начиналась в самый разгар Величавой Российскей
Наталья Дегтярева
Июль 1942 года. Угольный Донбасс оккупирован гитлеровскими войсками. Германские танки быстро продвигаются в сторону Сталинграда – большого транспортного узла и промышленного центра. 2-ой клин фашистских армий «разрезает» Кавказ, стремясь захватить нефтеносные недра Баку. Военным заводам, компаниям, работающим на фронт, начинает остро не хватать горючего – угля, поставляемого шахтами Урала и Кузбасса.
Топливные затруднения начались и в Саратовской области – в то время крупнейшем промышленном регионе юго-востока страны. Конкретно тут было расположено выше 50 больших эвакуированных компаний, выпускающих продукцию для фронта. Фабрики нуждались в горючем и электроэнергии, но в Саратов не стал поступать не только лишь донецкий уголь, да и мазут из южных нефтяных районов СССР. Горючего остро не хватало и на Саратовской ГРЭС. Было нужно находить другие источники энергии. В ход пошли дрова, горючие сланцы, даже лузга от семечек...
Но наилучшей кандидатурой углю и мазуту виделся природный газ, разведка месторождений которого велась в Саратовской области с 1941 года силами геологов-практиков и ученых Саратовского муниципального института.
Первооткрывателями Елшанского месторождения газа стали геолог И.И. Енгузаров и доктор Саратовского института Б.А. Можаровский. Упрямый труд геологов и буровиков увенчался победой: в октябре 1941 года газовое месторождение с высочайшим фабричным потенциалом было открыто в поселке Елшанка в пригороде Саратова. Девять месяцев спустя было принято решение выстроить газопровод Елшанка – Саратовская ГРЭС.
Земельные работы на трассе газопровода были тяжелыми и упрямыми. Слова «фронт работ» - звучали не только лишь как фигура речи. Строительство газопровода было реальным фронтом и не только лишь трудовым. Недалеко возводились к тому же оборонительные сооружения – противотанковые рвы, полосы траншей. 200 мобилизованных с компаний городка рабочих двигались навстречу друг дружке, не прекращая работу даже под частыми неприятельскими бомбардировками. 18,6 км трассы были пройдены в рекордно недлинные сроки – за 35 дней.
30 октября 1942 года елшанский газ поступил в топку 1-го из реконструированных котлов Саратовской ГРЭС. За 1-ые же день работы котел выработал 100 тыс. кВт. ч. электроэнергии, сэкономив 130 тонн угля. В последующие месяцы от главной магистрали был построен газопровод до ТЭЦ, таким макаром, была сотворена надежная топливная база для электрических станций Саратова. Фабрики и предприятия прифронтового промышленного центра в труднейшие месяцы войны, в деньки Сталинградской битвы бесперебойно снабжались энергией. Областная газета писала в те деньки: «Газ был принципиальным рубежом в деньки Сталинградской битвы. Он посодействовал ковать орудие победы в деньки наступательных боёв нашей Армии».
Так в русской энергетике началось промышленное внедрение газа. Маленькой газопровод имел никак не локальное местное значение, он стал началом далеких магистральных газопроводов.
Год спустя, осенью 1943 года, Наркомат нефтяной индустрии направляет в Саратов группу профессионалов для исследования результатов разведок и использования природного газа. Специалисты не только лишь высоко оценили работу, проделанную саратовскими учеными, геологами-практиками, промышленниками, да и сделали вывод о способности использовать саратовский газ для улучшения снабжения голубым топливом Москвы.
Колебаний и неуверенных в способностях этого начинания было много. И, все же, в том же году при Совете народных комиссаров СССР было сотворено Главное управление газа и искусственного водянистого горючего – Главгазтоппром. Проект газопровода «Саратов - Москва» стал первым принципиальным делом этой организации. Но только когда в январе 1944 года на площади Курдюм, расположенной рядом с Елшанкой, был получен мощнейший фонтан газа с дневным дебитом около 1 миллиона кубометров, было принято окончательное решение строить газопровод.
Срок строительства был определен очень маленький – два года. Работы были развернуты сходу по всей трассе, разбитой на семь строй участков. С столичных компаний и строек на строительство газопровода были высланы сварщики, слесари, монтажники. Предстояло в протяжении около 800 км магистрали проложить трубы поперечником 325-350 мм, в первый раз в российскей практике выстроить 6 компрессорных станций, повышающих давление газа и поддерживающих его на уровне 5,5 МПа. Трубопровод становился 2-ой в мире после американской «Теннесси» магистралью далекого газоснабжения. Запуск его в эксплуатацию – первой страничкой в истории «большого газа» в Рф.
Изыскатели не только лишь выбирали наилучшую трассу для газопровода, да и площадки под строительство компрессорных станций, будущих поселков, находили источники водоснабжения. Круглосуточная работа велась в любую погоду. Люди, инструменты, оборудование прибывали из Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской областей, через которые пролегал маршрут газопровода.
Маршрут газопровода пересекал 80 рек и ручьев, 85 оврагов, 22 населенных пункта, 16 железных и 12 шоссейных дорог, 14 километров болот, 43 километра пойм рек, 68 участков, заросших лесом. Строители построили 487 переходов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки и каналы, железные дороги.
На газопроводе было уложено 50 тысяч тонн труб, сварено тройным швом 100 тысяч стыков труб, выполнено 7,5 миллионов кубометров земляных работ.
3,5 миллиона кубических метров грунта при рытье траншеи газопровода «Саратов – Москва» было вырыто преимущественно вручную. На эти работы привлекались так называемые «трудовые армии», также местные жители, проживавшие в 7-километровой полосе по обе стороны от магистрали.
Норма выработки на одного взрослого – а таковыми считались мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет – была определена в 5 метров при глубине 2,20 метра. Работа велась круглосуточно – при свете костров, факелов, автомобильных фар.
В то время в мировой практике было принято укладывать газовые трубы на глубину более двух метров. Так первоначально делалось и на трассе Саратов-Москва. Но впоследствии с целью уменьшения объемов земляных работ решено было проверить возможность укладки труб на меньшую глубину. Проведенные испытания подтвердили правильность данного предложения: газопровод выдержал все испытания, и с того времени газопроводы укладываются на малой глубине. Но не только лишь это апробировалось на первой магистральной стройке страны. Поточно-скоростной метод ведения линейных работ, сварка встык тонкостенных труб высокого давления – все применялось впервые. Строительство стало опытным полигоном, на котором в неимоверно трудных условиях отрабатывались новые технологии и методы.
Вся страна помогала стройке. На Челябинском трубопрокатном заводе изготавливали трубы повышенной прочности для сооружения переходов через реки, специально для этого была освоена новая марка стали. Машиностроительные заводы, несмотря на загруженность, оперативно изготавливали для газовиков различные механизмы и оборудование. 50 тысяч тонн различных грузов было доставлено на строительство газопровода. Газоперекачивающие агрегаты «Купер Бессемер», трубы, сварочное оборудование закупалось в США. Там же проходили обучение будущие специалисты.
Численность работающих на этой исторической стройке на 1 января 1945 года составляла 75 тысяч человек. Газовая магистраль пересекла территорию пяти областей России – Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской. 5 января 1946 года газ был пущен в магистраль. В мае он самотеком пересек границу Московской области. 10 июля саратовский газ был пущен в Московскую городскую энергосистему. С 11 июля газ поступил на столичные заводы, электростанции, в дома москвичей, заменив ежегодную доставку в Москву свыше 1 миллиона кубометров дров, 650 тонн угля, около 150 тысяч тонн керосина и поболее 100 тысяч мазута. Первенец советской газовой промышленности – газопровод «Саратов-Москва» начал работу.
На фото: комсомольская бригада М. Лушкиной из колхоза им. Сталина на строительстве газопровода «Саратов-Москва». 1945 г. Фото А. Головачёва. РГАКФД.
Специально для Столетия
Статья опубликована в рамках социально-значимого проекта, осуществляемого на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №11-рп от 17.01.2014 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией Общество «Знание» России.